Музей железных дорог России

10.12.2022

Музей железных дорог России

Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге является одним из самых молодых и технически оснащённых выставочных центров, не только нашей страны, но и всей Европы. Он целиком посвящён поездам и более чем двухвековой истории перевозок. В залах находятся уникальные экспонаты, интерактивные стенды и богатая мультимедийная коллекция, посвящённая важным вехам развития главного российского транспорта. 1.jpg

 

Общая площадь музея — 50000 квадратных метров, экспонаты находятся в двух крытых корпусах и на уличной выставочной зоне. Всего в фондах числится 4000 единиц хранения, в которые входят 200 образцов железнодорожной техники — от дореволюционной России и советского периода до современности. Такие цифры — абсолютный рекорд для страны, и один из лучших результатов в мировом масштабе — опережают его только аналогичные музеи Калифорнии и Лондона.

История

Всё началось задолго до открытия, а именно — весной 1974-го года, когда профсоюз советских железнодорожников решил увековечить трудовую и боевую славу коллектива. Спустя 4 года в небольшом помещении на Литейном проспекте открылась первая выставка, где показали первые советские поезда, архивные фотографии, документы и макеты локомотивов, принимавших участие в Гражданской и Великой Отечественной войне.

Экспозиция росла и требовала отдельных площадей — так витрины перевезли на пригородную станцию Шушары, где они заняли одноэтажное кирпичное здание. Наличие заброшенных одноколейных рельсов позволило перегнать сюда несколько списанных со службы паровозов, и уже к началу 1991-го года выставочная площадь занимала 7500 метров и около 1 километра путей, на которых разместили первые полноразмерные образцы техники.

Популярностью среди петербуржцев этот район не пользовался — сюда просто никто не хотел ехать. Ситуация изменилась в 2001-м, когда музей перебрался на перроны недавно закрывшегося Варшавского вокзала. Такое расположение привлекло тысячи посетителей ежемесячно, и вскоре стало понятно — места для ретро-поездов не хватает. Начались переговоры о новой площадке и для нового дома выбрали не использующееся депо Балтийского вокзала.

Строительство шло почти 5 лет, и ровно столько же потребовалось для оформления необходимых документов. Помещение старого депо реконструировали, оставив строгую кирпичную отделку и арочные перекрытия, а рядом вырос новый ангар в современном стиле с обилием стекла и металла. Два здания соединили подвесным переходом, для удобства посетителей. В 2017-м году полностью обновлённый музей железных дорог гостеприимно распахнул свои двери. 

2.jpg
 

Экспозиция

Какого-то официального маршрута для осмотра гигантской выставки нет, большинство обзорных туров начинается с исторической части. На витринах зрителям предлагают инсталляцию о развитии перевозок с Античности до наших дней — от первого колеса до скоростных составов. Вагонетки, элементы двигателей и первые прототипы машин присутствуют. Не обошлось и без знаменитого паровоза Черепаловых, ставшего прародителем массового транспорта.

Суперзвёзды экспозиции — красавцы-локомотивы серий СО, СД, П-36 и других легендарных моделей, которые создавались на передовых заводах Ленинграда, Луганска, Коломны и Куйбышева. Все — в идеальном состоянии, и будто готовы вот-вот издать протяжный гудок и плавно отъехать от платформы, набирая скорость. Перед каждым образцом — детальное описание характеристик, годы активного использования и выдающиеся достижения.

Особое внимание уделено пассажирским и промышленным перевозкам. Чудом сохранившийся первый советский тепловоз Щ-ЭЛ-1 — настоящее украшение залов. С виду скромная техника скрывает огромную историю подвига разработчиков и проектировщиков. Неподалёку — знаменитый «Крокодил» — электровоз на постоянном токе, который с 1930-х годов долгие десятилетия эксплуатировался трамвайными депо и советскими комбинатами.

Чего пока что не хватает музею, так это вагонов — они часто уходили на переработку, поэтому оригинальных моделей сохранилось очень мало. На сегодняшний день тут представлены грузовые отсеки, бронированные плацкарты периода Великой Отечественной войны и даже служебный вагон Китайской железной дороги 1904-го года. Заходить внутрь, к сожалению, нельзя, зато можно оценить инсталляции с ростовыми скульптурами.

Современность представлена не так широко, но уникальных экспонатов достаточно. Среди пассажирских локомотивов затесались экспериментальные электропоезда, ходившие между Ленинградом и Москвой до 1989-го года и опытный образец «Сокола», который так и не выпустили на массовый поток из-за дороговизны проекта и кризиса 1990-х годов. Есть даже пара образцов рельсовых автобусов, успевших походить в российских регионах.

Отдельно упоминается военная техника, которая, из-за своих габаритов, выставляется исключительно на улице. Неизменный восторг вызывает настоящий ракетный модуль «Молодец», прослуживший с конца 1980-х годов и переданный Министерством обороны. Чуть в стороне находится артиллерийская установка ТМ-3-12, побывавшая на фронтах Финской войны — она стала одним из первых экспонатов реконструированного музея.Хочу такой сайт

Интересные факты

Мультимедийный центр — предмет гордости разработчиков. Здесь есть современный интерактивный стол, пользоваться которым может любой посетитель — достаточно выбрать временной промежуток, и на больших экранах появятся модели паровозов и другой техники, существовавшие в те годы. Также периодически включаются архивные видеозаписи — отреставрированные и оцифрованные хроники повседневной жизни российских вокзалов.

Музей железных дорог стал одним из первых выставочных центров страны, которые внедрили в постоянную экспозицию технологии дополненной реальности. На нескольких мониторах в полный человеческий рост добавлены анимированные исторические перроны. Например, возле одного из поездов можно увидеть трогательную сцену прощания благородной дамы с царским офицером. В будущем таких экранов должно появиться ещё больше.

Десятки манекенов находятся в залах не просто так — часто за ними скрывается реальные жизненные драмы или рассказы о забытых профессиях. Молодёжи обязательно прочитают краткую лекцию о телеграфистках — долгое время они были едва ли не единственными женщинами, коим разрешалось работать на вокзалах. Рядом — кабинеты станционных смотрителей, где проходят активные игры и квесты для детей и взрослых.

Студентам-инженерам и всем заинтересованным посетителям показывают не имеющий аналогов в мире макет паровоза ЭР-791-81 в масштабе 1:1. Его собрали в 2012-м году на экспериментальном заводе, и это единственный образец локомотива в разрезе, который показывает все физические процессы изнутри. Благодаря разноцветным деталям и подсветке наглядно показан процесс выработки энергии, приводящей в движение состав.

При музее работает симулятор машиниста тепловоза. Это использующаяся на практике трёхмерная модель, воссоздающая реальные дорожные ситуации, необходимость совершать остановки, загружать и выгружать вагоны. По аналогичным системам учат будущих железнодорожников, но почувствовать себя в «шкуре» машиниста до открытия выставки могли только студенты профессиональных и техникумов.

Зал с макетами хорошо осматривать не только в самом начале экскурсии, но и в её финале. Пока что стендов два — огромная по меркам дореволюционной России Царскосельская железная дорога и первая станция Владивостока. Обе витрины изготовлены вручную с участием не только художников-моделистов, но и инженеров, чтобы все мельчайшие детали соответствовали реальным прототипам и были исторически достоверными.

Как добраться до музея железных дорог России

 

Выставочный комплекс находится в оживлённом районе Санкт-Петербурга, и попасть в него не составит труда:

- На автобусе до остановки «Балтийский вокзал».

- В метро до станции «Балтийская».

Место легко найти по координатам в навигаторе — 59.905592, 30.297674. Заблудиться в этой части города сложно. Перед музеем есть большая платная парковка. 

3.png

4.jpg

5.jpg


          

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».