Музей железных дорог России
10.12.2022
Музей железных дорог
России
Музей железных дорог
России в Санкт-Петербурге является одним из самых молодых
и технически оснащённых выставочных центров, не только нашей страны,
но и всей Европы. Он целиком посвящён поездам и более чем двухвековой
истории перевозок. В залах находятся уникальные экспонаты, интерактивные
стенды и богатая мультимедийная коллекция, посвящённая важным вехам
развития главного российского транспорта.
Общая площадь музея — 50000 квадратных
метров, экспонаты находятся в двух крытых корпусах и на уличной
выставочной зоне. Всего в фондах числится 4000 единиц хранения,
в которые входят 200 образцов железнодорожной техники —
от дореволюционной России и советского периода до современности.
Такие цифры — абсолютный рекорд для страны, и один из лучших
результатов в мировом масштабе — опережают его только аналогичные
музеи Калифорнии и Лондона.
История
Всё началось задолго до открытия,
а именно — весной 1974-го года, когда профсоюз советских
железнодорожников решил увековечить трудовую и боевую славу коллектива.
Спустя 4 года в небольшом помещении на Литейном проспекте открылась
первая выставка, где показали первые советские поезда, архивные фотографии,
документы и макеты локомотивов, принимавших участие в Гражданской
и Великой Отечественной войне.
Экспозиция росла
и требовала отдельных площадей — так витрины перевезли
на пригородную станцию Шушары, где они заняли одноэтажное кирпичное
здание. Наличие заброшенных одноколейных рельсов позволило перегнать сюда несколько
списанных со службы паровозов, и уже к началу 1991-го года
выставочная площадь занимала 7500 метров и около 1 километра путей,
на которых разместили первые полноразмерные образцы техники.
Популярностью среди
петербуржцев этот район не пользовался — сюда просто никто
не хотел ехать. Ситуация изменилась в 2001-м, когда музей перебрался
на перроны недавно закрывшегося Варшавского вокзала. Такое расположение
привлекло тысячи посетителей ежемесячно, и вскоре стало понятно —
места для ретро-поездов не хватает. Начались переговоры о новой
площадке и для нового дома выбрали не использующееся депо Балтийского
вокзала.
Строительство шло почти 5 лет,
и ровно столько же потребовалось для оформления необходимых
документов. Помещение старого депо реконструировали, оставив строгую кирпичную
отделку и арочные перекрытия, а рядом вырос новый ангар в современном
стиле с обилием стекла и металла. Два здания соединили подвесным
переходом, для удобства посетителей. В 2017-м году полностью обновлённый
музей железных дорог гостеприимно распахнул свои двери.

Экспозиция
Какого-то официального маршрута
для осмотра гигантской выставки нет, большинство обзорных туров начинается
с исторической части. На витринах зрителям предлагают инсталляцию
о развитии перевозок с Античности до наших дней —
от первого колеса до скоростных составов. Вагонетки, элементы
двигателей и первые прототипы машин присутствуют. Не обошлось
и без знаменитого паровоза Черепаловых, ставшего прародителем массового
транспорта.
Суперзвёзды экспозиции —
красавцы-локомотивы серий СО, СД, П-36 и других легендарных моделей,
которые создавались на передовых заводах Ленинграда, Луганска, Коломны
и Куйбышева. Все — в идеальном состоянии, и будто готовы
вот-вот издать протяжный гудок и плавно отъехать от платформы,
набирая скорость. Перед каждым образцом — детальное описание
характеристик, годы активного использования и выдающиеся достижения.
Особое внимание уделено
пассажирским и промышленным перевозкам. Чудом сохранившийся первый
советский тепловоз Щ-ЭЛ-1 — настоящее украшение залов. С виду
скромная техника скрывает огромную историю подвига разработчиков
и проектировщиков. Неподалёку — знаменитый «Крокодил» —
электровоз на постоянном токе, который с 1930-х годов долгие
десятилетия эксплуатировался трамвайными депо и советскими комбинатами.
Чего пока что не хватает
музею, так это вагонов — они часто уходили на переработку, поэтому оригинальных
моделей сохранилось очень мало. На сегодняшний день тут представлены
грузовые отсеки, бронированные плацкарты периода Великой Отечественной войны
и даже служебный вагон Китайской железной дороги 1904-го года. Заходить
внутрь, к сожалению, нельзя, зато можно оценить инсталляции
с ростовыми скульптурами.
Современность
представлена не так широко, но уникальных экспонатов достаточно.
Среди пассажирских локомотивов затесались экспериментальные электропоезда,
ходившие между Ленинградом и Москвой до 1989-го года и опытный
образец «Сокола», который так и не выпустили на массовый поток
из-за дороговизны проекта и кризиса 1990-х годов. Есть даже пара образцов
рельсовых автобусов, успевших походить в российских регионах.
Отдельно упоминается военная
техника, которая, из-за своих габаритов, выставляется исключительно
на улице. Неизменный восторг вызывает настоящий ракетный модуль «Молодец»,
прослуживший с конца 1980-х годов и переданный Министерством обороны.
Чуть в стороне находится артиллерийская установка ТМ-3-12, побывавшая
на фронтах Финской войны — она стала одним из первых экспонатов
реконструированного музея.
Интересные факты
Мультимедийный центр —
предмет гордости разработчиков. Здесь есть современный интерактивный стол,
пользоваться которым может любой посетитель — достаточно выбрать временной
промежуток, и на больших экранах появятся модели паровозов
и другой техники, существовавшие в те годы. Также периодически
включаются архивные видеозаписи — отреставрированные и оцифрованные
хроники повседневной жизни российских вокзалов.
Музей железных дорог стал одним
из первых выставочных центров страны, которые внедрили в постоянную
экспозицию технологии дополненной реальности. На нескольких мониторах
в полный человеческий рост добавлены анимированные исторические перроны.
Например, возле одного из поездов можно увидеть трогательную сцену
прощания благородной дамы с царским офицером. В будущем таких экранов
должно появиться ещё больше.
Десятки манекенов находятся
в залах не просто так — часто за ними скрывается реальные
жизненные драмы или рассказы о забытых профессиях. Молодёжи обязательно
прочитают краткую лекцию о телеграфистках — долгое время они были
едва ли не единственными женщинами, коим разрешалось работать
на вокзалах. Рядом — кабинеты станционных смотрителей, где проходят
активные игры и квесты для детей и взрослых.
Студентам-инженерам и всем
заинтересованным посетителям показывают не имеющий аналогов в мире
макет паровоза ЭР-791-81 в масштабе 1:1. Его собрали в 2012-м году
на экспериментальном заводе, и это единственный образец локомотива
в разрезе, который показывает все физические процессы изнутри. Благодаря
разноцветным деталям и подсветке наглядно показан процесс выработки
энергии, приводящей в движение состав.
При музее работает симулятор
машиниста тепловоза. Это использующаяся на практике трёхмерная модель,
воссоздающая реальные дорожные ситуации, необходимость совершать остановки,
загружать и выгружать вагоны. По аналогичным системам учат будущих
железнодорожников, но почувствовать себя в «шкуре» машиниста
до открытия выставки могли только студенты профессиональных
и техникумов.
Зал с макетами хорошо
осматривать не только в самом начале экскурсии,
но и в её финале. Пока что стендов два — огромная
по меркам дореволюционной России Царскосельская железная дорога
и первая станция Владивостока. Обе витрины изготовлены вручную
с участием не только художников-моделистов, но и инженеров,
чтобы все мельчайшие детали соответствовали реальным прототипам и были
исторически достоверными.
Как добраться до музея железных
дорог России
Выставочный комплекс находится
в оживлённом районе Санкт-Петербурга, и попасть в него
не составит труда:
- На автобусе до остановки «Балтийский вокзал».
- В метро до станции «Балтийская».
Место легко найти по координатам в навигаторе —
59.905592, 30.297674. Заблудиться в этой части города сложно. Перед музеем
есть большая платная парковка.
