Формирование временных представлений дошкольника в семье

Консультация для родителей:

«Формирование временных представлений дошкольника в семье».


    Перед каждым родителем стоит задача: «Как научить своего ребенка понимать, определять и ориентироваться во времени?».     

Чтобы  сформировать временные представления у ребенка, нужно проводить эту работу не только на занятиях в детском саду, но и в повседневной жизни - семье.

     Ребенку, при поступлении в школу, необходимо уже самому уметь ориентироваться во времени : определять, измерять время, чувствовать его длительность, планировать свою деятельность, регулировать ее во времени.

     Детям необходимо владеть такими понятиями, как год, месяц, неделя, сутки, знать названия дней недели, частей суток, месяцев, времен года и их последовательность, сменяемость. Развитие этих временных представлений благоприятно сказывается на воспитании таких необходимых в учении качеств, как самостоятельность, организованность, собранность, целеустремленность.

Многие же дети, приходящие в школу, часто не имеют достаточно четких представлений. Ориентировка во  времени  создает для ребенка большие трудности. Ребенку достаточно трудно осознать, как сочетается во  времени цикличность (повторяемость времени суток, дней недели, времен года) и однонаправленность (невозможность вернуться в прошлое, движение  времени только в одном направлении- вперед).

Чтобы сформировать понятия о частях суток, нужно использовать режим дня ребенка. Утром, поднимая ребенка, можно проговаривать – «Уже утро, все просыпаются, умываются, идут на работу, в детский сад». По дороге в детский сад можно обратить внимание ребенка, что солнце еще не до конца проснулось, еще темно, но скоро настанет день. Вечером, забирая ребенка из детского сада можно спросить у него, что он делал днем, чем занимался? Проговорить, что сейчас вечер и пора домой, также обратить внимание на положение солнца (что оно собирается спать, наступают сумерки, скоро будет совсем темно и наступит ночь).

В дальнейшем можно поиграть в игру «Что сначала, что потом»- спрашивать у ребенка- «Сейчас утро, а что будет потом?»«Был день, а что сейчас?»«Сейчас вечер, а что будет дальше?»- играя в эту игру, ребенок усваивает последовательность частей суток. Также можно сыграть в игру «Назови все части суток»- назвать ребенку одну часть суток, а он пусть называет все остальные, например, «день», а ребенок «вечер, ночь, утро». Чтобы научить ребёнка пользоваться словами- «вчера, сегодня, завтра» Для этого можно проговаривать события в повседневной жизни, например «Вчера мы ходили с тобой к бабушке, а завтра пойдем в цирк».

У 5-ти-6-ти летних детей закрепляются представления о сутках, что сутки сменяются одни другими и имеют свои названия; 7 суток составляют неделю. Родители могут заострить внимание ребенка на том, что ребенок посещает детский сад 5 дней, а 2 дня отдыхает дома. Это помогает осознать количественный состав числа 7. Каждое утро, идя с ребенком в детский сад, нужно проговаривать- какой сегодня день. Можно поиграть в игру «Назови следующий день недели», например-сегодня вторник, а какой день будет завтра?Хочу такой сайт

Представления детей о временах года усваиваются по мере знакомства с сезонными явлениями природы. Например, при первоначальном знакомстве детей с понятием и представлением о временах года, внимание малышей заостряют на самых ярких характерных природных явлениях. К примеру: на улице выпал снег и мама говорит ребенку: «Мы пойдем играть и оденем тебе теплые варежки, сапожки». Дать потрогать малышу снег, проговорить все признаки зимы. Таким образом можно знакомить детей с каждым временем года.

В старшем возрасте ребенок должен знать названия всех времен года, что их четыре, перечислять последовательность, характерные признаки.

Можно использовать игру «Когда это бывает?» : взрослый загадывает загадки, а ребенок должен соотнести загадку со временем года. Например, зайчик в лесу стал белым, а медведь лег спать в берлогу. Когда это бывает?

Если ребенок не путается во временах года, можно загадывать загадки- путаницы. Взрослый говорит неправильные признаки, а ребенок должен заметить ошибку и сказать правильно. Например, наступила зима и мы пойдем собирать урожай. Летом мы будем кататься на санках и т. д. Такие игры развивают сообразительность, учат доказывать правильность своего суждения.

В подготовительной группе у ребенка закрепляются уже полученные представления о временных понятиях. Также в возрасте 5-6 лет  дают представления о месяцах, знакомят с названиями месяцев, с их последовательностью. Нужно постоянно проговаривать какой наступил месяц, какой следующий. Можно обращать внимание ребенка, в каком месяце у него день рождения, в каком месяце будет Новый год и т. д.  

Подружите ребенка с часами. Необходимый для школы навык – ориентация во времени. Если ваш ребенок ещё не разбирается который час, научите его этому. Многим детям легче ориентироваться по электронным часам. Ребенок должен знать, что значит четверть часа, полчаса, через час. Повесьте в детской комнате большие часы: любые, главное, чтобы ребенок мог узнать по ним время. Во время игры, еды, занятий можно поставить часы на стол и обратить внимание ребенка на то, во сколько началось действие и во сколько оно закончилось и, как результат:

- у ребенка уточняются и конкретизируются представления о необратимости, ценности времени;

- ребенок получит положительные эмоции и удовлетворение от результатов своих достижений.

 

Развитие у ребенка временных представлений в дошкольный  период -  необходимое условие успешного обучения в школе. Оно позволяет детям лучше ориентироваться в окружающей действительности, планировать свою деятельность и  регулировать  ее  во  времени.

                             
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».