КАК СПРАВИТЬСЯ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ КРИЗИСА ШЕСТИ-СЕМИ ЛЕТ
19.11.2022
КАК СПРАВИТЬСЯ
С ПРОЯВЛЕНИЯМИ КРИЗИСА
ШЕСТИ-СЕМИ ЛЕТ
Если вы заметили, что вашему малышу вдруг надоел
детсад и собственные игрушки, привычные игры не доставляют ему такого
удовольствия, как раньше, а ведет он себя капризно или даже невыносимо – значит
у вашего ребёнка начался кризис 6-7 лет.
Этот кризис может начинаться даже в 5-5,5 лет. Тогда
он протекает более очевидно и болезненно. Если же время приближено к началу
поступления в школу, то он может пройти более сглажено, почти незаметно для
окружающих.
Признаки
кризиса 6-7-ми лет:
Негативное
поведение.
Кризис у всех детей начинается примерно одинаково:
меняется поведение ребёнка, он проявляет негативизм, грубит, огрызается,
конфликтует, отворачивается от ваших объятий, не отвечает на банальный вопрос
«Что случилось?».
Протесты.
Ребёнок протестует против банальных вещей (чистить
зубы, убраться в комнате и т.д.)
Паясничание,
клоунада.
Специфические для данного кризиса особенности поведения
– это нарочитость, искусственность поведения, паясничание, вертлявость,
клоунада.
Легко
увлекается новыми делами.
Ребёнок становится очень подвижен, легко начинает и
бросает дела, требует постоянного внимания взрослых.
Интерес
к общению со взрослыми.
Ребёнок предпочитает общаться со взрослыми и более
старшими детьми, игры с младшими детьми им становятся не интересны.
Потеря
интереса к игрушкам.
Ребёнку становятся не интересны даже его любимые
игрушки. Появляется желание усовершенствовать имеющиеся игрушки, что приводит к
их поломке (развинченные машинки, куклы с остриженными и выкрашенными волосами
и т.д.)
В
чём же причина таких негативных изменений в поведении ребёнка?
Дело в том, что кризис 6-7-ми лет связан с важными
переменами в психической жизни малыша. Ребёнку уже не так интересно играть с
игрушками, ему становится важнее познавать новое.
Во время кризиса 6-7 лет ваш малыш плавно переходит от
игрушек к полезным занятиям, учёбе. Если говорить психологическим языком, то
ребёнок переходит на новый этап психического развития: игровая мотивация в
поведении сменяется новым видом – познавательной мотивацией. Ребёнок пытается
стать взрослым, но у него это не всегда получается. Отсюда появляется
негоативизм, конфликтность, трудноуправляемость.
Родителям важно осознавать, что происходит в
эмоциональной и психической жизни ребёнка и стараться с пониманием относится к
его перепадам в настроении, придерживаться золотой середины в воспитании (не
держать в «ежовых рукавицах», но и не потакать любым прихотям).
Список
психологических изменений, происходящих с ребёнком 6-7 лет.
Вот изменения, которые происходят в поведении и
мышлении ребёнка, находящегося в кризисе 6- 7-ми лет:
1. Ребёнок теряет свою детскую непосредственность,
открытость миру. Его поведение перестаёт быть таким импульсивным, как раньше.
Теперь разгадать настроение и мысли ребёнка становится гораздо труднее, вы уже
не в состоянии прочитать малыша как «открытую книгу».
2. Самостоятельная оценка. В возрасте 6-7 лет
ребёнок начинает самостоятельно оценивать свои поступки. В его мыслях
появляются такие суждения: « а что будет, если…», «а что скажет мама, если я
…».
3. Контроль своих эмоций. К возрасту 6-7 лет ребёнок
уже научается контролировать свои эмоции, то есть его поведение теряет прежнюю
импульсивность. Теперь ваша дочь или сын может сдержаться и не заплакать, даже
если ему очень обидно или он чем-то расстроен.
4. Обобщение переживаний, жизненного опыта. Ребёнок
начинает обобщать свой жизненный опыт, суммировать его (до этого малыш жил как
бы одним днём, не делая конкретны выводов из поступков и ситуаций) . Теперь же
плохие и хорошие события и переживания ребёнок суммирует, систематизирует в
своём мышлении. И из этой суммы переживаний и впечатлений ребёнок начинает
делать выводы о том, "какой я" и "как ко мне
относятся окружающие люди: ребята, родители, другие
взрослые".
5. Взгляд ребёнка на окружающий мир становится более
реалистичным. Ребенок уже не поверит, что камень живой, а из-за угла дома
выглядывает не тетя Маша, а Баба-яга. И хотя мир вымысла и фантазии еще богат и
ребенок по-прежнему любит волшебные сказки, он уже умеет отличать правду от
вымысла.
6. Ребенок начинает осознавать свое место в системе
человеческих отношений.
Теперь он будет стремиться занять новое, более
взрослое положение в жизни. А это значит, что у него появляется своя внутренняя
позиция. Она определит затем отношение ребенка к самому себе, к другим людям, к
миру в целом. В этом возрасте кто-то из детей более явно начинает занимать
лидирующие позиции, выделяться как вожак, лидер, а кто-то наоборот прячется
в тень, становится «ведомым».
Советы
родителям.
1. Дайте ребёнку возможность учится.
Главное условие для позитивного прохождения ребёнком
кризиса 6-7 лет – это дать ребенку возможность активно учиться.
Учится – это не обязательно значит, что пора идти в
школу. Учиться можно и танцам, и музыке, столярному делу, ходить в кружок
"Хочу все знать", изучать азы домашнего хозяйства – всё это тоже
ученье. Главное, чтобы ребенок видел в своей деятельности какой-то полезный
смысл и он его привлекал.
На этой ступеньке своего развития детям нужно
приобрести уверенность в том, что они способные и трудолюбивые существа. Если
ребенок поверит и убедится, что он способен и трудолюбив, то и в дальнейшей
жизни он будет вести себя уверенно и адекватно
ВАЖНО:
1.Сотрудничать с вами и разумно подчиняться вам
ребенок будет тогда, когда получит возможность учиться!!!
2. Помните, что кризис - это временное явление, его
нужно пережить, как любые детские болезни
3. Обоснованность требований и запретов
Если кризис у вашего ребёнка протекает особенно остро,
то, скорее всего, у вас завышенные требования к ребёнку или слишком жесткая
воспитательная позиция. Подумайте: все ли запреты обоснованы, нельзя ли дать
ребенку чуть больше свободы и самостоятельности?
4. Измените, свое отношение к ребенку - внимательней
относитесь к его мнениям и
4. Измените, свое отношение к ребенку - внимательней
относитесь к его мнениям и суждениям, старайтесь понять его позицию,
выслушивайте его мысли, точку зрения – уважайте в нём взрослеющего человека.
5. Не заставлять, а убеждать.
Тон приказа и назидания в этом возрасте мало
эффективен. Постарайтесь не заставлять, а убеждать. Рассуждайте и анализируйте
поступки вместе с ребенком, обсуждайте в спокойном режиме возможные последствия
его действий.
6. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с
ребёнком, это всегда помогает.
Если отношения с ребенком приобретают характер
непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, обратитесь за помощью к специалисту.
Опытный психолог наверняка поможет вам установить причину столь напряжённой
ситуации в семье и даст полезные советы по преодолению конфликта.
Успехов
Вам и Вашему ребёнку в прохождении кризиса 6-7-ми лет!