Ранняя профориентация дошкольника через сюжетно-ролевую игру
19.11.2022
Ранняя профориентация дошкольника через сюжетно-ролевую игру
«Игра это самое серьезное дело. В игре
раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и
не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое
окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений,
понятий об окружающем мире»
Сухомлинский
В. А.
Основным видом профориентационной деятельности
в ДОУ является игра.
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка
дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой.
Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего
дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.
Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей
с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра.

В сюжетно-ролевой игре
происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают
воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря
на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке. Например,
играя в больницу, изображают врача, принимающего больных у себя в кабинете.

Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами
выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и
т. д. Например,
взяв в руки любую книгу и палочку «указку» они
могут стать учителями в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации
замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в
любую профессию,
которая в реальной жизни ему еще не скоро будут доступна.
Для реализации профориентационной деятельности, необходимо взаимодействие детей и взрослых.
Она включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями.
Для ознакомления детей с трудом взрослых
можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
• словесный (беседы с использованием игровых персонажей и
наглядности, чтение детской художественной литературы);
• наглядный (наблюдение конкретных
трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
• практический (экспериментирование с разными материалами, опыт
хозяйственно-бытового труда);
• игровой (сюжетно-ролевые игры,
дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все
методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего
дошкольного возраста в профессию взрослых.
Так как данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей
действительности, то дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то
новое. Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот
ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и
он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия,
пусть даже в рамках игры.