Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет

21.10.2022

Консультация для родителей

«Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет»

 

Самообслуживание – это освоение ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.

Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания жизненно необходимо для полноценного развития ребенка.

Формирование полезных привычек - это кропотливый труд, который требует от взрослого много времени и терпения. Но от результата этого труда зависит здоровье ребенка. Его успешная социальная адаптация (сначала в детском саду, а потом и в школе), а также эмоциональное благополучия взрослых.

Самообслуживание формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе. Формирование у детей раннего возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей.

Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.

Базовые навыки самообслуживания

Навыки опрятности:

1. При небольшой помощи взрослых пользоваться: носовым платком; полотенцем; горшком; расчёской; салфеткой.

2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.

Навыки приёма пищи:

1. Жевать с закрытым ртом.

2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту).

3. Пить из чашки, держа её двумя руками.

4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.

Навыки одевания и раздевания:

1. Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.

2. Застёгивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых.

 

УЧИМСЯ УМЫВАТЬСЯ

·         Завернуть рукава одежды

·         Взять мыло и намылить руки – сделать белые перчатки

·         Смыть мыло под струей воды

·         Вымыть лицо (взрослый называет каждую его часть). Учимся сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, с усилием «выдуть» струю воздуха.

·         Еще раз обмыть руки водой

·         Снять полотенце

·         Насухо вытереть лицо и руки (взрослый называет части тела и лица, которые вытираются)

·         Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой я чистенький»

 

УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОЛОТЕНЦЕМ

Предложить ребенку

·         Снять полотенце с крючкаХочу такой сайт

·         Положить его на одну руку, затем «спрятать» под него вторую руку

·         Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица

·         Освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движением руки, спрятанной под полотенцем

·         Поменять руки местами

Все действия сопровождаются оживленным разговором с малышом и, при необходимости, показом.

 

УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НОСОВЫМ ПЛАТКОМ

·         Знать назначение носового платка

·         Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению

·         Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению

·         Находить носовой платок в кармане платья, кофты, и т.п.

·         Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать его по назначению

·         Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман

·         Обращать внимание на чистоту носового платка

 

УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАСЧЕСКОЙ

·         Знать свою расческу и место, где она лежит

·         Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования

·         Исключить возможность пользования чужой расческой

 

УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЗЕРКАЛОМ

·         Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду)

·         подводить малыша к зеркалу, обращать внимание на чистоту одежды и лица.

 

Для  формирования навыков самообслуживания необходимо:

ü Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов гигиенических процедур;

ü Пример взрослого (нужно постоянно помнить о том, что дети раннего возраста  очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание));

ü Поощрение помогает ребенку утвердится поверить в свои силы (особенно в освоение новых навыков);

ü Показ и объяснение (показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное);

ü Упражнение и контроль (упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы; контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков; следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом; отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.);

ü Игровые приемы (позволяют более активно воздействовать на малыша; игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей; помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра «в ошибки»)

 

 Таким образом, воспитание навыков самообслуживания – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Все указания необходимо давать в спокойном тоне, вызывающем у ребёнка положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками.

Очень важно чтобы взрослые подавали ребенку пример и сами всегда их соблюдали.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».