Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет
21.10.2022
Консультация
для родителей
«Формирование
навыков самообслуживания у детей 2-3 лет»
Самообслуживание – это освоение
ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и
одевания, умывания и мытья рук.
Привитие культурно-гигиенических навыков и
навыков самообслуживания жизненно необходимо для полноценного развития ребенка.
Формирование полезных привычек - это
кропотливый труд, который требует от взрослого много времени и терпения. Но от
результата этого труда зависит здоровье ребенка. Его успешная социальная
адаптация (сначала в детском саду, а потом и в школе), а также эмоциональное
благополучия взрослых.
Самообслуживание формируется под
воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и
мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут
сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в
современном обществе. Формирование у детей раннего возраста навыков,
необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной
на удовлетворение повседневных личных потребностей.
Самообслуживание связано с простыми
операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму
пищи.
Базовые
навыки самообслуживания
Навыки
опрятности:
1. При небольшой помощи взрослых
пользоваться: носовым платком; полотенцем; горшком; расчёской; салфеткой.
2. Замечать непорядок в одежде, устранять
его при небольшой помощи взрослых.
Навыки
приёма пищи:
1. Жевать с закрытым ртом.
2. Пользоваться ложкой (умение держать
ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту).
3. Пить из чашки, держа её двумя руками.
4. Брать самостоятельно, откусывать
кусочки хлеба.
Навыки
одевания и раздевания:
1. Умение одевать (снимать) различные
предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи
взрослых.
2. Застёгивание пуговиц, завязывание
поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых.
УЧИМСЯ
УМЫВАТЬСЯ
·
Завернуть
рукава одежды
·
Взять
мыло и намылить руки – сделать белые перчатки
·
Смыть
мыло под струей воды
·
Вымыть
лицо (взрослый называет каждую его часть). Учимся сморкаться: зажимая то одну,
то другую ноздрю, с усилием «выдуть» струю воздуха.
·
Еще
раз обмыть руки водой
·
Снять
полотенце
·
Насухо
вытереть лицо и руки (взрослый называет части тела и лица, которые вытираются)
·
Предложить
посмотреть в зеркало: «Вот какой я чистенький»
УЧИМСЯ
ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОЛОТЕНЦЕМ
Предложить ребенку
·
Положить
его на одну руку, затем «спрятать» под него вторую руку
·
Ровно
держа полотенце посередине, поднести его к лицу, наложить на него, прижимая,
касаться каждой части лица
·
Освободить
одну руку из-под полотенца и вытирать ее движением руки, спрятанной под
полотенцем
·
Поменять
руки местами
Все действия сопровождаются оживленным
разговором с малышом и, при необходимости, показом.
УЧИМСЯ
ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НОСОВЫМ ПЛАТКОМ
·
Знать
назначение носового платка
·
Спокойно
относиться к процедуре использования платка по назначению
·
Спокойно
относиться к процедуре использования платка по назначению
·
Находить
носовой платок в кармане платья, кофты, и т.п.
·
Самостоятельно
доставать платок из кармана и использовать его по назначению
·
Постепенно
формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в
карман
·
Обращать
внимание на чистоту носового платка
УЧИМСЯ
ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАСЧЕСКОЙ
·
Знать
свою расческу и место, где она лежит
·
Показать
функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования
·
Исключить
возможность пользования чужой расческой
УЧИМСЯ
ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЗЕРКАЛОМ
·
Знать,
что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед
зеркалом, рассматривать свою одежду)
·
подводить
малыша к зеркалу, обращать внимание на чистоту одежды и лица.
Для формирования навыков самообслуживания необходимо:
ü Разъяснение необходимости
выполнения режимных моментов гигиенических процедур;
ü Пример взрослого (нужно
постоянно помнить о том, что дети раннего возраста очень
наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них
образцом.Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель
использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание));
ü Поощрение помогает
ребенку утвердится поверить в свои силы (особенно в освоение новых навыков);
ü Показ и объяснение (показ
должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие
на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное);
ü Упражнение и контроль (упражнение:
без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной
деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы;
контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков; следует
проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом; отсутствие
контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.);
ü Игровые приемы (позволяют более
активно воздействовать на малыша; игровые приемы очень эффективны в воспитании
маленьких детей; помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические
игры, игра «в ошибки»)
Таким образом, воспитание навыков
самообслуживания – задача сложная, требующая систематичности и большого
терпения. Все указания необходимо давать в спокойном тоне, вызывающем у ребёнка
положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками.
Очень
важно чтобы взрослые подавали ребенку пример и сами всегда их соблюдали.