Развиваем внимательность
19.05.2022
Консультация для родителей
«Развиваем внимательность»
Большинство
родителей будущих первоклассников беспокоят вопросы: «Готов ли их ребенок к
школе?», «Овладел ли всеми необходимыми первокласснику навыками?», «Будет ли
успешен?» и «Что можно предпринять в оставшееся время до школы, чтобы ребенок
был лучше подготовлен?».
Прежде
всего подумаем, почему первоклассникам бывает трудно в школе? Причин множество,
и у всех они разные, но есть одна причина, встречающаяся чаще всего. Это
невнимательность. Ребенку трудно сконцентрироваться на определенном деле,
примере, задаче. Именно поэтому очень важно развивать
внимательность.
Причем
чаще всего дело совсем не в том, что ребенок невнимательный. Когда ему что-то
нужно, интересно, то он будет внимателен. Но нужно еще научиться эту
внимательность «включать» при необходимости, то есть во время школьных занятий.
Как же это навык развить?
Конечно, в игре!
Есть
игры, в которых нужно замечать и запоминать много подробностей и мелких
деталей. Рассмотрим некоторые из них.

Самое
простое – всем известная и всеми любимая игра «Мемори».
Это
карточная настольная игра, состоящая из парных картинок, где основной целью
игры является «открытие» как можно большего числа парных карточек, за что игру
«мемори» еще называют игра «парочки». Игра ведется двумя одинаковыми колодами
карточек, на лицевой стороне которых изображены картинки. Играют обычно 2-6
участников, в зависимости от количества карточек. Свое название настольная игра
«мемори» получила от англ. memory (память) и полностью оправдывает свое
название.
Правила
игры «Мемори» крайне просты. Все карточки перед началом игры перемешиваются и
раскладываются рядами лицевой стороной (картинкой) вниз. Игроки по очереди
открывают (переворачивают) по 2 карточки. Если открыты одинаковые карточки, то
игрок забирает их себе и открывает следующую пару карточек. Если карточки не
совпадают – игрок кладёт их на прежнее место лицевой стороной вниз и право хода
переходит к следующему участнику. Когда непарные карточки возвращаются на
место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит.
«Турбосчёт» – увлекательный способ развить арифметические способности:
скоростной устный счёт, сравнение, сложение и внимательность.
Обучение в игре происходит
в фоновом режиме, ребёнка не придётся уговаривать сесть за стол.
Дети научатся не просто считать, а моментально определять количество
объектов на карте, не пересчитывая их по пальцам. Ребёнок
понимает, что количество не зависит от того, с какого предмета
он начал считать. В «Турбосчёте» дети учатся воспринимать количества
комплексно, а представления о числах у них начинают «дружить»
с количествами реальных предметов.
В результате сложение
в пределах десятка будет без труда доведено до автоматизма.
«Турбосчёт» попутно развивает внимательность, логику, скорость мышления
и реакции.
Главное – считать быстрее всех! Остальные правила просты:
В центре стола – карты с условиями. У игроков –
закрытые стопки карт с ежами, лягушками и птичками. Игроки по очереди
выкладывают на стол карты с животными. Как только условие карты
на столе выполняется, нужно быстрее всех «прихлопнуть» карту с криком
«Турбо!» и забрать её в «добычу». Побеждает игрок, набравший
максимальное количество карт за игру.
Простая, но увлекательная игра «Раз, два, три – смотри!».
За ширмой (за картонкой, за платочком)
выкладывают мелкие одинаковые предметы — монеты, кубики, детали конструктора,
но не просто так, а группами по 2, по 4 по 6 штук. Потом ненадолго убирают
ширму (картонку, платочек) и говорят: «Раз, два, три – смотри!». И закрывают.
Сколько монет (кубиков, деталей)?
Игра «Птичка в клетке».
Рисуют квадратик как для игры в
«крестики-нолики», поле из 9 клеток, 3*3, и в середину ставят камешек (монету,
пуговицу) — птичку. А дальше один командует, например, «вверх, вправо, вниз,
вниз», а остальные — каждый — должен знать, где у нас теперь птичка. Когда
ведущий говорит «стоп», все сверяются, а там ли птичка, где должна быть?
Можно сперва двигать предмет по своему полю, а
можно в уме, можно рисовать карандашом след птички на своем листке.
Просто, но эффективно! Ведь и процесс обучения в
школе поставлен так, что ребенку постоянно приходится следить за чужой мыслью.
Игра «Хлопни в ладоши».
По правилам нужно хлопнуть в ладоши, когда в
сказке, которую рассказывает ведущий, встретится определенное число. Играть в эту
игру можно даже перед сном, лежа, пока рассказывают ребенку сказку.
Подобных
игр множество, а еще их можно придумывать самим. Не так важен сам сюжет игры,
важно научить ребенка внимательно слушать и своевременно реагировать на слова
взрослого. Привычка слушать и слышать – хорошая привычка.