Консультация для родителей “Роль книги в жизни ребенка”
20.03.2022
Консультация
для родителей
“Роль
книги в жизни ребенка”
Детская литература — весьма широкое понятие. Оно включает
в себя сказки, повести, рассказы и стихи для детей разного возраста. В понятие
детской литературы входят именно те произведения, которые были специально
предназначены для чтения детьми до 15-16 лет. Задача такой литературы – воспитание и образование детей с
помощью языка художественных образов.
Характерные черты детской литературы:
· Детям отводится главная роль.
·
По
тематике соответствует детскому возрасту.
·
Относительно
небольшой объём, много рисунков (особенно в книгах для маленьких детей).
· Простой язык.
·
Много
диалогов и действия, мало описаний.
· Много приключений.
·
Счастливый
конец (победа добра над злом).
·
Часто
имеет своей целью воспитание.

Значение книги в развитии
детей
Значение книг для ребенка очень велико. Книги
служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с
вещами, природой, всем, что его окружает.
Именно
родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его
предпочтений и читательских вкусов.
Читать нужно вместе с ребенком: берите
книгу, садитесь рядом и читайте. Когда систематически книги читаются вслух, то
со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и
конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое
мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его
словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка
формируется умение слушать, а это очень важное качество.
Опыт показывает, что те дети, которым
читали книги в детстве, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку
лучше узнать родной язык, развивает фантазию.
Считается, что читать не любят именно те
дети, в семьях которых не было традиции чтения вслух. Плохо так же, когда
ребенка заставляют читать в раннем детстве, ожидают от него больших успехов,
это может отбить охоту у ребенка к чтению. Не отказывайте ребенку, когда он
просит послушать, как он сам читает.
Зачем читать детям книги?
Дети имеют огромную потребность, чтобы
родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение
очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более
позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется
для них время.
Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему
необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание
уделяется ему полностью. Совместное с родителями чтение дает такую возможность.
Аспекты развития
ребенка, затрагивающиеся в процессе совместного чтения:
Удовлетворение
потребности в безопасности.
Когда ребенок сидит на коленях у мамы или
папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него
создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое
пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на
формирование комфортного ощущения мира.
Чувство ценности и
значимости своего «Я» и своих интересов.
Когда родители читают то, что интересно
ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно
лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе, как о
значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют
внимание такие важные люди – родители).
Книга влияет на нравственные идеалы
ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки,
переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные
ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится
понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг,
честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни
ребенка.
Обучение
новым или необходимым моделям поведения.
Через книгу ребенок воспринимает различные
модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты),
которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший
эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным
обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко,
напугало, позабавило.

Как
правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует
гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку
можно рассматривать как показатель благополучной семьи.
Примерный список литературы для чтения детям
(от 6 до 7 лет)
Русский фольклор
Песенки
- «Лиса рожью шла…»;
- «Чигарики-чок-чигарок…»;
- «Зима пришла…»;
- «Идет матушка-весна…»;
- «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…».
Календарные обрядовые песни
- «Коляда! Коляда! А бывает коляда…»;
- «Коляда, коляда, ты подай пирога…»;
- «Как пошла коляда…»; «Как на масляной неделе…»;
- «Тин-тин-ка…»;
- «Масленица, Масленица!».
Прибаутки
- «Братцы, братцы!..»;
- «Федул, что губы надул?..»;
- «Ты пирог съел?»;
- «Где кисель — тут и сел»;
- «Глупый Иван...»; «Сбил-сколотил — вот колесо».
Небылицы
- «Богат Ермошка»,
- «Вы послушайте, ребята».
Сказки и былины
- «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А.
Гильфердинга, отрывок);
- «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева);
- «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова;
- «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой;
- «Снегурочка» (по народным сюжетам);
- «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов
— семь работников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е.
Поленовой;
- «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К.
Ушинского.
Фольклор народов мира
Песенки
- «Перчатки», «Кораблик», пер с англ. С. Маршака;
- «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой;
- «Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и
С. Гиппиус; «Ой, зачем ты, жаворонок…», укр., обр. Г. Литвака; «Улитка»,
молд., обр. И. Токмаковой.
Сказки
- Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер. Т.
Габбе;
- «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина;
- «Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова;
- «Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой и М.
Туберовского;
- «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон;
- «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В.
Марковой.
Произведения поэтов и
писателей России
Поэзия
- М. Волошин. «Осенью»;
- С. Городецкий. «Первый снег»;
- М. Лермонтов. «Горные вершины» (из Гете); Ю.
Владимиров.
- «Оркестр»; Г. Сапгир.
- «Считалки, скороговорки»;
- С. Есенин. «Пороша»;
- А. Пушкин. «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (из романа
«Евгений Онегин»), «Птичка»;
- П. Соловьева. «День и ночь»;
- Н. Рубцов. «Про зайца»;
- Э. Успенский. «Страшная история», «Память»;
- А. Блок. «На лугу»;
- С. Городецкий. «Весенняя песенка»;
- В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.);
- Ф. Тютчев. «Весенние воды»;
- А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок); Н.
Заболоцкий. «На реке».
Проза
- А. Куприн. «Слон»;
- М. Зощенко. «Великие путешественники»;
- К. Коровин. «Белка» (в сокр.);
- С. Алексеев. «Первый ночной таран»;
- Н. Телешов. «Уха» (в сокр.);
- Е. Воробьев. «Обрывок провода»;
- Ю. Коваль. «Русачок-травник», «Стожок»;
- Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»;
- С. Романовский. «На танцах».
Литературные сказки
- А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях»;
- А. Ремизов. «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»;
- К. Паустовский. «Теплый хлеб»;
- В. Даль. «Старик-годовик»;
- П. Ершов. «Конек-Горбунок»;
- К. Ушинский. «Слепая лошадь»;
- К. Драгунская. «Лекарство от послушности»;
- И. Соколов-Микитов. «Соль земли»;
- Г. Скребицкий. «Всяк по-своему».
Произведения поэтов и
писателей разных стран
Поэзия
- Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И.
Токмаковой;
- Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем.
К. Орешина;
- Э. Лир. «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга…»,
«Жил-был старичок из Винчестера…», «Жила на горе старушонка…», «Один
старикашка с косою…»), пер. с англ. Г. Кружкова.
Литературные сказки
- Х.-К. Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий утенок», пер. с
дат. А. Ганзен;
- Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина;
- А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы»,
пер. со швед. Е. Соловьевой;
- С. Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А.
Любарской.
Произведения для
заучивания наизусть
- Я. Аким. «Апрель»;
- П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С.
Маршака;
- Е. Благинина. «Шинель»;
- Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»;
- С. Есенин. «Береза»;
- С. Маршак. «Тает месяц молодой...»;
- Э. Мошковская. «Добежали до вечера»;
- В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка...»;
- А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения
Онегина»);
- Н. Рубцов. «Про зайца»;
- И. Суриков. «Зима»;
- П. Соловьева. «Подснежник»;
- Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» (по выбору
воспитателя).
Для чтения в лицах
- К. Аксаков. «Лизочек»;
- А. Фройденберг. «Великан и мышь», пер. с нем. Ю.
Коринца;
- Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки);
- Л. Левин. «Сундук»;
- С. Маршак. «Кошкин дом» (отрывки).
Дополнительная
литература
Сказки
- «Белая уточка», рус., из сборника сказок А. Афанасьева;
- «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран.
Б. Дехтерева.
Поэзия
- «Вот пришло и лето красное…», рус. нар. песенка;
- А. Блок. «На лугу»;
- Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.);
- А. Пушкин. «За весной, красой природы…» (из поэмы
«Цыганы»);
- А. Фет. «Что за вечер…» (в сокр.);
- С. Черный. «Перед сном», «Волшебник»;
- Э. Мошковская. «Хитрые старушки», «Какие бывают
подарки»;
- В. Берестов. «Дракон»;
- Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»;
- И. Токмакова. «Мне грустно»;
- Д. Хармс. «Веселый старичок», «Иван Торопышкин»;
- М. Валек. «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа.
Проза
- Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко»;
- А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как
папа укрощал собачку»;
- М. Пришвин. «Курица на столбах»;
- Ю. Коваль. «Выстрел».
Литературные сказки
- А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы);
- Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с
англ. И. Токмаковой;
- М. Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.