Идеи для пальчиковых рисунков
17.02.2022
Идеи для пальчиковых
рисунков
Рисование
пальчиками – это самый доступный вид творчества для малышей. Примерно в
возрасте двух-трех лет ребенок будет просить родителей что-нибудь нарисовать.
Тогда можно пойти на небольшую хитрость. Попросите ребенка сделать пальчиками
отпечатки краски. А потом превратите их в разные рисунки: изображения животных,
цветов, транспорта.
1. Хаотичные отпечатки
Покажите своими руками как интересно оставлять следы на бумаге. Потом
возьмите ручку ребенка, выделите пальчик и попробуйте порисовать рукой ребенка.
Это очень полезная для детей работа. Ведь здесь идет выделение указательного
пальца – отделение его от остальных пальцев руки.
Конечно, первое время ребенок будет работать всеми пальцами и ладошками. Но
вы постоянно показывайте ему, что указательным пальцем рисовать удобнее, берите
и рисуйте его пальчиком каждый раз – хоть 1-2 минуты. Рано или поздно ребенок
осознает лидирующую роль указательного пальца – и это будет прорыв в развитии
его художественных навыков.
Чтобы первое пальчиковое рисование ребенка имело художественный смысл, вы
можете заклеивать часть бумаги шаблоном (кусочком малярной ленты).

Придумайте сами интересные темы рисунков для детей – например, сделать
снегопад над городом. Естественно, вы сами рисуете город – а уже ребенок
пальцем рисует точечный снег над ним.

Однажды вы
заметите что, рисуя снегопад над деревом, ребенок начнет раскладывать снег его
по веткам, и под деревом складывать сугробы. Или укладывать снег там, где вы
скажете. Это значит, что ребенок уже может целенаправленно попадать в
заданные зоны рисунка, то есть он уже готов для следующего этапа пальчикового
рисования.
2.Зональное
заполнение
Следующий этап пальчикового рисование – это заполнение отпечатками
определенной зоны, за которую нельзя заходить. Эту задачу качественно выполняют
дети около 2 лет, но не все и не сразу. Требуется время, чтобы ребенок осознал,
что такое «оставаться внутри зоны, не заходить за линию»

Работы в этой нетрадиционной технике рисования для малышей могут иметь
любую тематику. Вот, например, – АНАНАС и ОВЕЧКА. Взрослый на листе
бумаги лишь задает контуры, границы за которые не надо выходить. Для малыша это
уже – сложная задача 1) ткнуть пальцем внутрь заданной области, 2) заполнить
всю зону, не оставляя пустых мест. Тут и логика, и глазомер и координация
рук и пальцев – сложная работа в системе «глаз-рука».

Вы можете сами придумать идеи для
подобных работ для самых маленьких детей– желтого круглого цыпленка, рыбку на
которую нужно натыкать чешуи, нарисовать красные ягодки рябины для снегиря,
пушинки одуванчика, и так далее.
На Новый Год вы тоже можете создать
много интересных рисунков пальцами. Любой новогодний трафарет можно зонально
заполнить пальчиковыми отпечатками.
Когда дети натренируются тыкать пальчиком в небольшие по размеру области, и
научатся их заполнять равномерна пятнами краски, можно дать им задачу
ПОМАСШТАБНЕЕ.
Например, нарисовать пальцами крупные объекты. На листе бумаги слабыми
линиями карандаша очертить контуры медведя или собачки. На глазах у ребенка
сначала самим сделать всю работу – натыкать, не заходя за линии, потом сверху
добавить глаза, тыкнуть нос… и аккуратно дорисовать рот ватной палочкой.

Потом на втором листе пусть ребенок сделает собачке друга – сам от начала и
до конца. Вы можете подсказывать ему, какие пустые места он обошел своим
вниманием.

3. Линейное выстраивание
На листе бумаги рисуем линию, ребенок на эту линию должен нанизать цветные
бусинки-кружочки. Чтобы получилась радужная гусеница. Или бусы для мамы.
Или гирлянда с разноцветными лампочками. Много идей рисования пальчиками для
детей вы найдете в окружающем мире. Посмотрите вокруг …

Для маленьких детей нанизывание отпечатков на одну линии, или в
определенное место – ТРУДНАЯ ЗАДАЧА. Ни в коем случае не ругайте его, за то,
что он «такой раззява» мимо тыкает. Хвалите его за точное попадание и
улыбайтесь шутите по-доброму над неточным – говорите: «Ух, молодец, почти попал!»
даже если он совсем не в том месте. Помогите ему прицелиться – возможно ребенок
даже не понимает, что он него ждут прицельного расположения отпечатков пальцев
на определенное место.
Ваша речь для него тоже не всегда понятна. Фраза «ставь пальчик на
линию» ему может быть не понятна. Возьмите его ручку в свою руку и вместе
с ним сначала пройдите весь рисунок. А завтра предложите ему сделать тоже самое
–и вы увидите, что он уже САМ сделает то, что вчера мог только с вашей помочью.

Линии могут иметь УЗЛЫ – места расположения пятна. В гирлянде это цоколи
лампочек. В растениях это - изгибы веточек и стебельков.
Умение ребенка положить ровные ряды пальчиковых узоров – важный этап
развития пальчиковой изо-деятельности. Тут идет работа с несколькими цветами,
каждый из которых должен найти свое линейное место. Идеи самые разные «Украсим
зонт девочке», или «Разрисуем яйцо к Пасхе», или «Подарим маме вязанную
полосатую шапку к зиме»
Ребенок должен привыкнуть. Через месяц его неправильные ряды тычков
выровняются, обретут четкость и линейность. Хвалите его кривые работы. И они
станут лучше с каждым днем, неделей, месяцем.

Сначала ребенок укладывает прямые линии рядами отпечатков, потом начинает
осваивать технику укладки вдоль изогнутой линии – сначала это детский
рисунок-червячок, потом многоярусная радуга (лучше не за один раз, а поделить
работу над радугой на несколько дней).
Чуть позже, можно дать ребенку и задание повышенной сложности – уложить
отпечатки вдоль КРУТОГО ЗАВИТКА улитки.

Еще более сложная задача для детей – это укладывать отпечатки пальцев
РАДИАЛЬНО – то есть по кругу ОТ ЦЕНТРА. Так располагаются пятна на хвосте у
индюка или павлина. Или вы можете украсить любой круглый предмет начиная от
центра и двигаясь по кругу к краям окружности.

То есть на этом этапе идет уже целенаправленное КОНСТРУИРОВАНИЕ из
отпечатков пальцев.
4. Дорисовки к отпечаткам
Отпечатки пальцев – можно использовать как базу для создания персонажа. Так
три отпечатка рядышком напоминают тело муравья. И нам нужен только черный
фломастер, чтобы завершить этот образ, добавив лапки и усики.

Рисование
пальчиками для детей дает вызов вам как генератору идей. Муравьи
пальцами… хорошо. А что еще можно сконструировать из отпечатков пальцев?
Подумайте.
Покажите ребенку
как можно превратить отпечатки пальцев в зверков и насекомых.
Прикладывайте палец плоской подушечкой к листу бумаги – перекатывая его,
чтобы получить отпечаток покрупнее. Потом подсушиваем краску, берем в руки
фломастер и придумываем во что можно превратить этот овальный силуэт.
