Кризис трёх лет
17.02.2022

К трем годам родители
начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым,
капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением
озабоченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в
это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое
яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от
матери, удлинить психологическую пуповину, научиться многое делать самому и как
– то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку
сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической
адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Кризисы развития – это
относительно короткие (от нескольких месяцев до года – двух) периоду в жизни, в
течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную
ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так
как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена
периодов: относительно длинных и спокойных - стабильных и более коротких,
бурных – критических, то есть кризисы – это переходы между стабильными
периодами.
Взрослые способны понять, что
с ними происходит, зная закономерности личностного развития. Родители не должны
пугаться остроты протекания кризисов, это вовсе не отрицательный показатель.
Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном
качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные
новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных
способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию
благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка
не произошло соответствующих изменений.
Таким образом, не надо
пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот
момент у родителей и педагогов. Можно ли, действуя грамотно, смягчить
проявление кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не внося в душу
негативные качества: ведь упрямства – это крайняя степень проявления воли,
необходимого для ребенка качества; капризность – демонстрация собственной
значимости для других, ощущение своего «Я», эгоизм – в здоровом виде чувство
«самостоятельности», собственное достоинство; агрессивность – крайняя форма
самозащиты; замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности,
то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из
кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов –
не допустить закрепления их крайних проявлений.
Что необходимо знать
воспитателям и родителям о детском упрямстве и капризности:
- Период
упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
- Как
правило, фаза эта заканчивается к 3.5 – 4 годам (случайные приступы
упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная);
- Пик
упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни;
- Мальчики
упрямятся сильнее, чем девочки.
- Девочки
капризничают чаще, чем мальчики.
- В
кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5
раз в день (у некоторых – до 19 раз);
- Если
дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и
капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве,
истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими
родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей,
поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать
родители:
- Не
придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как
необходимость.
- Во
время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать,
что вы его понимаете.
- Не
пытайтесь во время приступа что – то внушать ребенку. Это бесполезно.
Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
- Истеричность
и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних:
«Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно.
- Не
сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном
месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
- Постарайтесь
схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!», «А
что это за окном ворона делает?» - подобные маневры заинтересуют и
отвлекут.
- Будьте
в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и
дальше при этом мнении.
Я сам!
Я негативен и упрям,
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.
Вы не даете мне шагнуть,
О боже! Как же тяжелы
Сердечные оковы.
Система «Я» кипит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я – самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!
(Булдакова Л. А.)