"Ранняя профориентация дошкольников"
07.02.2022
Консультация для родителей
«Ранняя профориентация дошкольников»
Удивительная
страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту
воплотить в играх: сегодня - врач, завтра - банкир и даже Президент…
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия.
Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой
деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами
профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Система
мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и
способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе
профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям – это и
есть профессиональная ориентация.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности
для педагогов. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых
знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и
широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром
происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение
с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. Мы
считаем, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую
осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них
определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней
профессиональной ориентации.
Детская жажда
знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей,
их профессии. Профориентационная работа в детском саду строится на проведении
занятий с использованием картинок, изображающих людей разных профессий, их
рабочих мест, орудий труда. Для закрепления знаний по этой теме воспитатели
читают детям художественную литературу, изучают с ними стихи, загадки,
пословицы и поговорки о труде. Для систематизации детских представлений и
формировании ценностного отношения к результатам труда человека используются
образовательно – игровые ситуации, например, «Научим мыть чашку», «Веселые поварята»
и т. д.

Дошкольный возраст –
эмоционально-образный этап, когда знания о конкретных формах труда, профессиях
накапливаются через визуальное восприятие, интерпретацию образов, воспитанники
имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада: воспитателей,
медсестры, заведующей, повара, дворника. При этом педагоги стараются обращать
внимание малышей на то, что весь коллектив ДОУ работает дружно, слаженно, все
взрослые заботятся о том, чтобы детям здесь было тепло, уютно и интересно.
Осознать
общественную значимость труда помогают сюжетно – ролевые игры. Именно в
сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности
взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе образовательной и совместной
деятельности. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются
производственные сюжеты, профессиональная социальная среда, модели
профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в
целом, знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуется в
доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком
присваивается. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что
дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия,
могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Успешное осуществление вышеперечисленных
форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей
возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.
Профориентация
воспитанников стала одним из направлений работы коллектива детского сада. Наша
задача: в доступной форме дать детям знания о профессиях. В основу работы
положена организационно – содержательная модель ранней профориентации
дошкольников.

Таким образом, мы готовим детей к тому,
чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось –
могли смело вступить в самостоятельную жизнь.
Значит, мы
хотим, чтобы наши дети:
1. понимали, что
труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по
сути, основа жизни;
2. уважали всех,
кто трудится, и ценили плоды их труда;
3. познакомились
бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и
что получается в результате;
4. были готовы
трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это
надо;
5. учились бы
труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и
развивали бы свои трудовые способности.

Стоит отметить, что привлекая ребенка к
труду, развивается ряд таких жизненно необходимых качеств, как: творческое
воображение, коммуникабельность, инициативность, терпеливость, старание и
многие другие. В дошкольные годы особенно хорошо формируются такие качества,
как настойчивость в достижении цели, эмоционально-положительное отношение к
труду, аккуратность, умение доводить начатое до конца, осознание цели деятельности
и старательности.